УКРАИНА: ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ
Алексей М.

В Украине завершается консолидация олигархических группировок вокруг президента Леонида Кучмы. Трем основным группам влияния - донецкой, днепропетровской и киевской - удалось прийти к соглашению о разделе контроля над властными структурами. Это означает, что пройдена первая часть пути по созданию предвыборной коалиции на первых украинских президентских выборах без Леонида Кучмы, которые состоятся в 2004 году. Впрочем, вторая часть будет не менее сложной - неизвестно, удастся ли олигархам не только договориться о едином кандидате в президенте, но и не перессориться между собой до следующих выборов главы государства.

Режим Кучмы сейчас находится в кризисном состоянии - чем ближе 2004 год, тем больше президент превращается в "хромую утку". После "дела Гонгадзе" последовала новая вспышка осложнений с Западом, который обвинил украинские власти в незаконных поставках вооружений в Ирак. Ранее незыблемый контроль над силовыми структурами ослаблен. Наиболее значимые финансовые потоки, доминирующие электронные СМИ также контролируются людьми, ставящими собственные амбиции выше интересов своего благодетеля. А дорогие подарки затуманили до безобразия подозрительный взор Кучмы.

Оппоненты Кучмы имеют пока что лучшие электоральные шансы - речь идет о двух основных политических силах страны, носящих неолигархический характер: "Наша Украина" и компартия. Олигархические и близкие к ним партии и движения смогли получить большинство в Верховной раде, лишь использовав ресурс депутатов, избранных от одномандатных округов. Таким образом, политический спектр республики лишь частично совпадает с олигархическим. Перед олигархами встает выбор: или адаптироваться к возможной победе их оппонентов, или найти альтернативу, связанную с сохранением режима Кучмы без Кучмы. Сейчас они выбрали второй вариант.

Три группы

Украинские олигархические группы длительное время конкурировали за влияние на экономику и политику страны. Накануне парламентских выборов 2002 года более сильные позиции были у днепропетровцев ("неформальный" зять президента Виктор Пинчук, бывший вице-премьер Сергей Тигипко, бизнесмен Андрей Деркач), основные интересы которых находятся в металлургической сфере. Такое положение дел было связано, в частности, с "семейным" характером группы. Однако, в отличие от российской Семьи, днепропетровцы не занимают доминирующих позиций в экономике страны.

Именно днепропетровцы в союзе с преимущественно "угольной" донецкой группой (политики Виктор Янукович и Николай Азаров, бизнесмен Ринат Ахметов) составили основу украинской "партии власти" - блока "За единую Украину" ("За Еду"), который занял на парламентских выборах лишь третье место, существенно отстав как от правоцентристов из "Нашей Украины", так и от коммунистов. Но если в Днепропетровской области блок "За Еду" проиграл компартии, то Донецкая область оказалась единственной, где "партия власти" уверенно заняла первое место. Тем самым, Виктор Янукович, бывший тогда губернатором области, продемонстрировал, что способен обеспечить пропрезидентскому блоку успех за счет мобилизации властного, финансового, информационного и иных ресурсов "дончан" - в отличие от "днепропетровцев", которые показали свою слабость.

Однако сразу после парламентских выборов свои позиции наиболее активно укрепляла третья олигархическая группа - киевская (политик Виктор Медведчук, бизнесмен Григорий Суркис, основные интересы - в электроэнергетике). Она не вошла в блок "За Еду", пойдя на выборы под флагом "своей" Социал-демократической партии Украины (объединенной) - СДПУ (о), которая едва преодолела избирательный барьер. Хотя и засунула в ряды едунов свой "пятый паровоз" Георгия Кирпу. Однако после выборов Кучма сделал ставку на способности Медведчука как специалиста по политическому маневрированию (именно он провел успешную операцию по смещению левого руководства Верховной рады предыдущего созыва). Поэтому после того, как руководитель кучмовской администрации Виктор Литвин переместился в кресло председателя новой Верховной рады (при активном содействии не только "За Еду", но и социал-демократов), то его преемником Кучма сделал Медведчука. Этот энергичный политик, бизнесмен и адвокат взял на вооружение стиль, свойственный своему российскому коллеге и политическому партнеру.

Дончане, днепропетровцы и киевляне серьезно различаются по отношению к "Нашей Украине" и ее лидеру Виктору Ющенко - нынешнему лидеру президентской гонки. Для киевлян победа лидера "Нашей Украины" "смерти подобна" - в первую очередь, из-за напряженных личных отношений между Ющенко и Медведчуком. С высокой долей вероятности именно киевляне могут пасть жертвой антикоррупционной кампании, которую практически гарантированно "раскрутит" Ющенко в случае избрания президентом. Дело еще и в том, что эта группа не преобладает ни в одном из регионов Украины - даже в Киеве она находится в конфронтации с мэром Александром Омельченко. Поэтому прекращение ее существования не будет связано с серьезным потрясениями системного характера, а сведется к простому переделу собственности, хорошо известному по российскому опыту.

В связи с этим положение киевлян можно сравнить с перспективами российской Семьи в середине 1999 года, когда фаворитом президентских выборов считался Евгений Примаков (да и личные отношения Ющенко и Медведчука напоминают конфликт Примаков-Волошин). В обоих случаях чрезвычайность ситуации и невозможность компромисса стимулирует активность, заставляя группу мобилизовать все свои ресурсы для достижения успеха. Выбор Кучмы в пользу Медведчука показал, что украинский президент не намерен "сдаваться" на милость Ющенко, а рассчитывает сам определить своего преемника. Другое дело, что им совсем не обязательно будет сам Медведчук, который пока что не очень популярен среди избирателей.

Дончане теоретически могут пойти на компромисс с Ющенко. Однако этот вариант для них весьма нежелателен. Донецкая область - наиболее пророссийски настроенный регион Украины, где русский язык на практике является, по меньшей мере, равноправным с государственным. Для дончан успех Ющенко означает доминирование (по меньшей мере, идеологическое) Западной Украины с ее негативным отношением к России, тем более, что в составе "Нашей Украины" присутствуют оба Руха, главные национально ориентированные партии страны. Поэтому донецкая группа последовательно выступает за создание "антиющенковской" коалиции, и может пойти на серьезный диалог с "Нашей Украиной" только в случае полностью электорально безнадежной ситуации для прокучмовского кандидата (или кандидатов) накануне президентских выборов 2004 года.

Для днепропетровцев компромисс с Ющенко выглядит наиболее реальным - и не только из-за ослабления позиций группы в последнее время. Украинская "семья" не испортила отношений с Ющенко до такой степени как Медведчук и не столь серьезно ориентирована на Россию как донецкая группа. Один из днепропетровских лидеров, Тигипко, был министром экономики в кабинете Ющенко и хотя позднее выступал с критикой бывшего премьера, но не "переходил на личности". Именно поэтому минувшей осенью всерьез обсуждался вариант создания парламентского большинства на основе "Нашей Украины" и "Трудовой Украины" - парламентского ответвления днепропетровцев. Однако этот вариант не прошел из-за того, что Медведчуку удалось найти схему, которая позволила бы учесть ее интересы в большей степени, чем союз с Ющенко. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический аспект - для днепропетровцев коалиция с "Нашей Украиной" означала бы конфликт с Кучмой, что явно дискомфортно для "семейных".

Таким образом, все три группы были готовы к тому, чтобы действовать месте в рамках пропрезидентского большинства без "Нашей Украины". Такое большинство, включающее в себя немногим более 230 депутатов из 450, уже существует в Верховной раде нынешнего созыва. Однако оно не просто является неустойчивым из-за того, что каждый депутат в нем на счету, но и не было подкреплено представительством в кабинете министров. Правительство Анатолия Кинаха включало в себя ряд представителей всех трех групп (так, осенью прошлого года значимый пост министра топлива и энергетики занял дончанин Виталий Гайдук), но сам премьер и ряд других ключевых министров были дистанцированы от олигархов. Отсюда и критика деятельности кабинета со стороны пропрезидентских фракций в Раде, которые востребовали создание нового правительства.

Отдельный вопрос - о Национальном банке Украины. После перехода Ющенко в 1998 году на пост премьера он сам определил имя своего преемника - Владимира Стельмаха, одного из наиболее опытных финансистов страны, долгое время работавшего в структурах Госбанка СССР. Олигархические группы не оказывали влияния на политику Нацбанка, руководство которого продолжат ориентироваться на Ющенко. Поэтому проблема назначения нового главы Нацбанка тоже встала на повестку дня - как по политическим, так и по экономическим соображениям.

Раздел постов

Каждая из трех олигархических групп получила свою часть власти. Киевляне ее уже имели, взяв контроль над администрацией президента. Поэтому в новом правительстве им достались сравнительно второстепенные посты. Так, один из лидеров парламентской фракции СДПУ (о) Михаил Папиев стал главой министерства труда и социальной политики; выдвиженцами социал-демократов являются также министры кинаховского правительства, сохранившие свои посты в новом кабинете - министр образования и науки Василий Кремень и стремительно набирающий силу министр транспорта Георгий Кирпа. По вине последнего в киевской группе сейчас наблюдается невиданный ранее разлад. Президентские амбиции министра очень беспокоят главу президентской администрации. Настолько беспокоят, что всегда дипломатичный и обходительный Медведчук разговаривает с Кирпой исключительно сквозь зубы.

Дончане получили ключевые посты в кабинете министров. Губернатор Янукович возглавил правительство, став первым премьером из этого региона после Ефима Звягильского, который занимал этот пост еще при Леониде Кравчуке. Николай Азаров сменил портфель руководителя налогового ведомства на должность вице-премьера и министра финансов - фактически он стал "человеком номер два" в правительстве, который призван "подкрепить" нового премьера, не имеющего опыта работы в структурах центральной власти. Виталий Гайдук стал еще одним ключевым вице-премьером - по ТЭКу (впрочем, формально его делегировали киевляне из СДПУ (о)). Такая расстановка сил в правительстве объективно является знаком в сторону России, которая в нынешнем году подписала соглашение с Украиной о создании газового консорциума (за этот проект в кабинете отвечает Гайдук). На фоне ухудшившихся отношений с Западом (в связи с "делом Гонгадзе" и подозрениями в продаже "кольчуг" Ираку) такой выбор выглядит особенно знаковым не только для внутриукраинской политики, но и для международного позиционирования страны (впрочем, официально от евроинтеграции Украина отказываться не собирается, тем более, что сейчас этим же путем, причем более успешно, идет и Россия).

Днепропетровцы в правительстве получили не столь значительные посты. Один из лидеров "Трудовой Украины" Дмитрий Табачник (в прошлом первый руководитель кучмовской администрации) стал вице-премьером по "социалке". "Трудовая Украина" рекомендовала также сохранить Анатолия Мялицу на посту министра промышленной политики. Впрочем, ни один из них не имеет отношения Днепропетровску: Табачник - коренной киевлянин, а Мялица до перехода в правительство был директором завода в Харькове. Однако "главным призом" для группы должен был стать пост председателя Национального банка - персонально для Сергея Тигипко, в прошлом руководившего одним из крупнейших негосударственных финансовых институтов страны - днепропетровским Приватбанком.

Часть постов в правительстве, кроме того, получили небольшие фракции Верховной рады (аграрии, "Народовластие", Народно-демократическая партия, Демократическая инициатива) которые сейчас фактически выступают в роли младших партнеров основных олигархических групп. В этих случаях речь идет либо о второстепенных мандатах (Минздрав, МЧС), либо о постах, не имеющих ярко выраженной политической окраски (вице-премьер по сельскому хозяйству). Кроме того, "дончанин" Азаров был делегирован по квоте фракции "Европейский выбор".

Таким образом, олигархический компромисс укрепил режим Кучмы, отбрасив "Нашу Украину" в ряды оппозиции. Об экономической эффективности этого компромисса говорить пока рано. С одной стороны, собрание лоббистов по опыту многих стран СНГ (в частности, и России образца 1996-1997 годов) демонстрировало неспособность осуществлять необходимые реформы - хотя Кучма и назвал правительство Януковича наиболее реформаторским за все годы украинской независимости. Характерно, что в составе кабинета нет ни одного авторитетного экономиста, который мог бы стать стратегом реформ. Показательно также, что у правительства нет своей программы, а его руководители этого особенно и не скрывают. С другой стороны, свары, замешанные на президентских амбициях, причинят серьезные неудобства Кучме. И верный обласканный Брут может вполне зарезать Цезаря.

Перспективы

Олигархический компромисс по-украински не способен сам по себе решить вопрос о преемнике Кучмы. Каждая группа продолжает рассчитывать на то, что именно ее кандидат станет им. Правда, есть и вероятность выдвижения компромиссной фигуры - например, спикера Рады Владимира Литвина. Однако он воспринимается не как сильный лидер, а, скорее, как парламентарий и политический эксперт. Также он возглавлял избирательный список блока "За Еду", который неудачно выступил на выборах 2002 года. Поэтому неясно, как он сможет опередить Ющенко. Ходят слухи и о проекте "украинского Путина" - выдвижения в качестве кандидата кого-либо из "силовиков" - но пока он слишком гипотетичен.

Потенциальными кандидатами от дончан являются Янукович и Азаров. Впрочем, у последнего немного шансов - хотя бы потому, что он русский по национальности (окончил МГУ, переехал на Украину в 1984 году, став директором НИИ). Что касается Януковича, то его шансы будут во многом зависеть от результатов деятельности возглавляемого им правительства, но не только. Кандидат в президенты европейской страны (как отмечалось выше, украинские власти постоянно подчеркивают курс на евроинтеграцию) с двумя "заработанными" в молодости судимостями (хотя и погашенными к настоящему времени) будет выглядеть весьма экзотично. Не исключено, что именно учитывая эту уязвимую черту биографии Януковича, Медведчук и Тигипко согласились на его кандидатуру в качестве премьера (пост, который традиционно дает фору в борьбе за преемничество).

Не утратили шансов на то, чтобы стать кандидатами в президенты, и Медведчук с Тигипко. Однако первому лучше удаются непубличные комбинации, а второй (имеющий имидж "украинского Кириенко") в качестве программы-минимум должен будет доказать, что сможет управлять Нацбанком хотя бы не хуже, чем Ющенко и Стельмах.

Новый фаворит — любимец Президента министр транспорта Кирпа. Как утверждает газета "Зеркало недели" ярким примером благосклонности Кучмы заменить Януковича на Кирпу. На торжественном обеде во время встречи глав государств СНГ в Ялте. Владимир Путин отказался от такой замены, мотивируя это нарушением протокола. Но факт остается фактом.

Из этого следует, что споры о кандидатуре преемника могут быть достаточно острыми и не обязательно приведут к консенсусу - не только из-за отсутствия явного фаворита (в России начала 1999 года у Кремля его тоже не было), но и из-за различия интересов участников коалиции. Параметры нынешней олигархической консолидациии рассчитаны не на будущие выборы, а на период до начала избирательной кампании - тогда ожидается новый торг с пока трудно прогнозируемыми результатами. Речь пока идет о переделе власти, а не о выстраивании системы, которая позволила бы одержать победу на выборах.

Если консенсуса по поводу преемника Кучмы добиться не удастся, то сохраняется значительная вероятность выхода в 2004 году во второй тур двух ныне лидирующих кандидатов, ориентированных на слом олигархического компромисса в его нынешнем виде: Виктора Ющенко и лидера компартии Петра Симоненко.

Группа или партия

Представительство в Раде

Представительство в исполнительной власти

Возможный кандидат в президенты

Донецкая группа (*)

Фракция "Регионы Украины" - 46 депутатов

Премьер-министр В.Янукович Вице-премьер и министр финансов Н.Азаров. Вице-премьер по ТЭК В.Гайдук (официально выдвинут киевлянами)

В.Янукович
Н.Азаров

Киевская группа

Фракция СДПУ (о) - 37 депутатов

Руководитель администрации президента В.Медведчук Министр труда и социальной политики М.Папиев Министр образования и науки В.Кремень Министр транспорта Г.Кирпа

В.Медведчук

Г. Кирпа

Днепропетровская группа

Фракция Промышленников и предпринимателей Украины и "Трудовая Украина" - 43 депутата

Вице-премьер Д.Табачник. Кандидат на пост главы Нацбанка С.Тигипко.

С.Тигипко

"Малые" партии и фракции - участники пропрезидентского большинства

6 фракций - всего 107 депутатов

Вице-премьер И.Кириленко. Министр сельского хозяйства С.Рыжук. Ряд других министров

В.Литвин (?)

Наша Украина (блок В.Ющенко)

Фракция "Наша Украина" - 100 депутата

Председатель Нацбанка В.Стельмах (близок к "Нашей Украине", подал в отставку).

В.Ющенко

Коммунистическая партия Украины

Фракция КПУ - 60 депутатов

-

П.Симоненко

Малые оппозиционные фракции

2 фракции (Блок Юлии Тимошенко и социалисты) - 38 депутатов

-

Ю.Тимошенко А.Мороз

------------------

(*) "Жирным" шрифтом выделены участники пропрезидентского большинства в Раде. В него кроме представителей фракций входит также 18 беспартийных депутатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ:

В списке возможных претендентов на то, чтобы стать единым кандидатом от власти шестеро. Экспертиза перспектив этой гонки пока дает следующий результат:

1-2. Янукович-Кирпа

3. Тигипко

4. Литвин

5. Медведчук

6. Азаров

Для ставнения, еще три месяца назад результаты забега были совсем иные:

1. Медведчук

2. Янукович

3. Тигипко

4. Литвин

5. Азаров

6. Кирпа

 

 

Сайт управляется системой uCoz